Любить — это искусство. Любить искусство — это талант, призвание. Таким необыкновенным человеческим даром наде лена красивая, жизнерадостная, неугомонная и восхитительно обаятельная женщина.
Она — профессор, заслужен ный деятель искусств Республи ки Башкортостан, заслуженный работник Высшей школы Рос сийской Федерации. Но это не все. У нее потрясающее имя — Фардуна, производное от имени древнеримской богини счастья и случайности.

Судьба, случай, счастье. Они начали благоприятствовать ей с рождения.
Из окна дома, в котором родилась девочка с таким удивительным именем, всегда был виден необозримый простор полей деревни Старобалтачево. По утрам, выбегая на порог дома, она всегда ощущала на себе мягкое прикосновение шаловли вого ветерка, уносящегося вдаль и как бы постоянно зовущего за собой. Как приятно было играть с ним в «догонялки», сидя в кабине автомобиля, которым управлял отец. Касим Нигамадзянович, прошедший фронты Великой Отечественной войны, в мирной жизни «мухи не обидел», был очень добрым человеком и любя щим отцом.

Самые неизгладимые дет ские впечатления Фардуны — летние поездки в город Бирск. Особенно в тс дни, когда при ходил пароход и с трапа спу скались красивые пассажиры в белых одеждах. На набереж ной жители города с цветами встречали актеров Башкирского драматического театра. Это был праздник. Его театральность, декорационность и костюмированность волновали и завораживали деревенскую девочку. Соучастие в каждом празднике укрепляло мечту и желание стать актри сой. Любимым школьным уро ком была русская литература. Первое знакомство с мировой драматургией — и в фантазиях рисовались яркие сценические образы будущих ролей.

Активное участие в школь ном кружке самодеятельности укрепило веру в свои возмож-ности и, конечно, когда чего-то очень сильно желаешь — мечта всегда сбывается.

…Москва, 1954 год. Го сударственный институт теа трального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС). Студия для башкирского театра. Среди студентов — Фардуна Касимо-ва, девушка из далекого района Башкортостана. Занимались они у мэтров театральной педагоги ки, профессоров Ольги Ивановны Пыжовой и Бориса Влади мировича Бибикова, прекрасно владевших методикой подго товки национальных студий. К тому времени у них получили образование выдающиеся ма стера театрального и киноискус ства Вячеслав Тихонов, Руфина Нифонтова, Нона Мордюкова и другие.

Волей судьбы после окон чания ГИТИСа Фардуна стано вится актрисой русской труппы Кабардино-Балкарского госу дарственного драматического театра им. Али Шогейцукова. За шесть лет работы в театре она создала двадцать четыре сце нических образа. Диапазон ее героинь достаточно широк — от сказочных красавиц до стиль ных, современных женщин. И в каждой из них своя «изюминка», неповторимость, страсть.
Внешне все выглядело отлично — счастливая семья, лю бимая работа, новые друзья. Но, несмотря на это, молодая, энер гичная, авантюрная по натуре Фардуна тосковала по Москве и малой родине. …И когда чего-то очень сильно желаешь…

Вновь Москва. Очная аспи рантура. Учеба под руковод ством своих любимых педагогов. Первые самостоятельные уроки у студийцев из Осетии, Таджи кистана, Молдавии. Окончатель ный выбор — посвятить себя теа тральной педагогике.

И опять случайи судьба ока зались рядышком. В 1968 году, в год окончания аспирантуры, в родной республике открывается Уфимский государственный ин ститут искусств. Министерство культуры РСФСР направляет выпускницу Касимову в новый вуз старшим преподавателем ка федры актерского мастерства и режиссуры.
На сегодняшний день профессор Ф.К. Касимова подготовила более 200 специалистов, это почти четвертая часть всех выпускников театрального факультета.
Методика работы Касимовой всегда основывается на лучших традициях русской те-атральной школы. Неизменна тема гражданственности, гума низма, патриотизма. Самое ценное для нее — актер-гражданин. Главным в обучении определя ется последовательность процесса. Не торопиться к результату, а заложить фундаментальную основу актерской школы. Не просто обучать приемам актерского мастерства, а формировать личность художника. Профессор
Касимова понимает, что без общей культуры падает ценность диплома о высшем образовании. Со студентами младших курсов практикует совместный про смотр с последующим обсуждением репертуара уфимских театров. Многое делается хи развития творческой инициати вы студентов: проводятся про смотры самостоятельных работ, зачины уроков, организуются пародии, театрально-цирковые представления. Пристальное внимание профессор уделяет формированию гармоничного тела современного актера и пото му она всегда настаивает на уве личении часов учебного плана по пластическим дисциплинам. Особую симпатию у нее вызы вает актер поющий, владеющий музыкальными инструментами, образованный, импровизирую щий, вдумчивый и чутко реаги рующий на изменения современ-ной жизни.
Уникальность педагогиче ской деятельности Ф.К. Касимовой заключается еще и в том, что, имея опыт работы с националь ными студиями, она внесла зна чительный вклад в дело воспита ния актерских кадров в Уфе для театрального искусства братских республик, подготовила высоко профессиональных специали стов, которые сегодня составля ют элиту театрального искусства Удмуртии и Республики Коми. Ее выпускники удостоены высоких почетных наград правительства и заслужили огромное уважение зрителя.

Добавить комментарий